Консультация для родителей «Что такое логоритмика»

22.03.2024

Консультация для родителей «Что такое логоритмика»

 

Для развития речи и ее коррекции часто используют логоритмику.  Занятия логопедической ритмикой помогают ребенку улучшить артикуляцию, научиться правильному речевому дыханию и справиться с такими проблемами, как заикание, неправильное произношение и слишком быстрый или медленный темп речи.

Что такое логоритмика?

Логоритмика— это игровой метод работы с детьми, в котором сочетаются музыка, движения и слово. 

Логоритмические занятия включают в себя:

·        ходьбу или марширование под музыку;

·        игры для развития дыхания;

·        упражнения для артикуляции;

·        ритмические задания;

·        речевые упражнения;

·        пальчиковые игры

·        нейроигры

 Цель логоритмики — развитие речи ребенка и устранение речевых нарушений.

Задачи:

·        развить чувство ритма и такта;

·        развитие  речевого дыхания;

·        развитие общей и мелкой моторики;

·        развить внимания, памяти и слухового восприятия;

·        включить в речь ребенка мимику и жесты;

·        научить плавности произнесения слов и фраз.

Связь моторного и речевого ритмов

Психологи  считают, что движение и речь тесно связаны между собой. Точнее — моторный и речевой ритмы. Ритмичные движения легко запомнить и воспроизвести их «на автомате». А их моторный ритм связан с темпом произнесения слов (речевым ритмом). То есть, если научить ребенка ритмично двигаться и произносить слова в нужном темпе, он сможет так же размеренно и спокойно говорить в обычной жизни.

Виды упражнений:

Логоритмические упражнения довольно разнообразны.  Занятие можно строить так, чтобы чаще использовать те игры, которые помогут в коррекции речевой проблемы.  Например, если ребенок заикается, следует добавить в занятие побольше упражнений для дыхания, темпа и ритма. А если малышу не дается произнесение каких-то звуков, стоит сделать упор на артикуляционные упражнения и упражнения для коррекции звукопроизношения.  

Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции:

Эти упражнения развивают силу голоса, улучшают артикуляцию и учат правильному дыханию для плавной речи.  

 «Подуем на плечо»

Подуем на плечо (голова прямо — вдох, голова повернута — выдох).

Подуем на другое (дуют на плечо).

Нам солнце горячо

Пекло дневной порою (поднимают голову и руки вверх, дуют через губы). Подуем и на грудь мы (дуют на грудь) 

И грудь свою остудим.

Подуем мы на облака (опять поднимают лицо и дуют) 

И остановимся пока.

Потом повторим все опять — 

Раз, два, три, четыре, пять (маршируют на месте)  

 

 

Упражнения на  развитие артикуляции:

Такие упражнения нужны, чтобы развивать подвижность языка, губ и челюсти. Их выполняют примерно по 5-7 раз.  

«Подуем на чай»

Нужно вытянуть губы вперед трубочкой, как при звуке “у”, и выдохнуть долгой струей.  

«Вкусное варенье»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз. Затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть должна быть неподвижной.  

«Язычок»

Просыпается язык, 

Долго спать он не привык. 

И спросил у подбородка:

“Эй, какая там погодка?”  

 Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз, к подбородку. Затем убрать язык в рот.     

Для развития силы голоса  можно использовать такой прием:  петь тихо, как мышки, или говорить громко, как слоники.

Упражнения на активизацию внимания и памяти:

Такие упражнения учат переключать внимание. Также они развивают зрительную, двигательную и слуховую памяти.  

 «Самый внимательный»

Для игры потребуется бубен. Ребенку нужно топнуть ногой, если бубен звучит громко. Если же он звенит тихо — надо просто стоять на месте.  

 «Печатная машинка»

Здесь требуется одновременно выполнять движения руками и ногами. Исходная позиция — ноги вместе, руки на поясе. На счет раз нужно прыгнуть и развести ноги в стороны. Счет два — ударяют руками по коленям. Счет три — щелкают руками в стороны. Счет четыре — хлопают ладонями перед грудью.  

Речевые упражнения без музыкального сопровождения:

В таких упражнениях дети ритмично проговаривают текст, сопровождая его действиями. Это позволяет научиться координировать речь с движениями или жестами.  

«Как на горке»

Как на горке снег, снег, (показывать руками «горку»)

Снег, снег, снег, снег. (двигать руками, перебирая пальцами) 

И под горкой снег, снег, (показывать руками «под горкой») 

Снег, снег, снег, снег. (двигать руками, перебирая пальцами) 

А под снегом спит медведь. (сначала ладошки под щечку, а потом изобразить ушки медведя) 

Тише, тише, не шуметь (пальчик ко рту, грозить пальчиком).  

Ритмические упражнения:

В этих упражнениях дети ударяют ладонями по коленкам или по бубну в определенном ритме (например,четвертными — медленно, или восьмыми — более быстро и т.д.). Такие игры учат чувствовать ритм в музыке, движениях и словах.  

 «Бум»

С барабаном ходит Ежик.

Бум-бум-бум! (на слова “Бум-бум-бум” равномерно ударяют ладонями по коленям).

 Целый день играет ежик:

Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами.

Бум-бум-бум!

Ежик в сад забрел случайно.

Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он.

Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он.

Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались, Хочу такой сайт

Бум-бум-бум!

И удары раздавались:

Бум-бум-бум!

Ой, как зайчики струхнули!

Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули! 

Бум-бум-бум!  

Развитие чувства темпа:

Такие упражнения учат чувствовать темп в музыке. Это поможет ребенку контролировать темп своей речи.  

«Поезд»

Нужно топающим шагом двигаться по комнате, ускоряя и замедляя движение в соответствии с темпом музыки. При этом руки, согнутые в локтях (пальцы сжаты в кулачки), делают одновременные круговые движения. 

Возвращается наш поезд. 

 Машинист в нем — Дед Мороз. 

Много он зверюшек разных 

 К нам домой сейчас привез.  

 

«Самолет»

Участники под быструю музыку бегут друг за другом по комнате, изображая самолеты. Руки подняты в стороны, как крылья самолетов. Когда музыка замедляется, надо опустить руки и перейти на ходьбу.   

Пальчиковые игры:

Эти игры развивают речь через мелкую моторику рук. Для выполнения упражнений можно использовать небольшие предметы — мячики, палочки, карандаши и т.д.  

«Кулачки»

Как сожму я кулачок, (сжать руки в кулачки) 

Да поставлю на бочок, (поставить кулачки большими пальцами вверх) 

Разожму ладошку, (распрямить кисть)

Положу на ножку (положить руку на колено ладонью вверх)

Тук-тук! Тук-тук-тук. (три удара кулаками друг о друга)  —

Да-да-да. (три хлопка в ладоши) — 

Можно к вам? (три удара кулаками друг о друга) — 

Рад всегда! (три хлопка в ладоши)  

Упражнения на развитие мимики:

Эти упражнения улучшают подвижность губ и мышц лица для выразительной мимики.  

«Медвежата»

Участники воображают, что они медвежата.  Медвежата идут по лесу, переваливаются. Увидели пчелиные ульи – улыбнулись, облизнулись. Очень захотелось меда! Подошли поближе, но тут налетели пчелы. Медвежата нахмурились, стали отмахиваться от пчел, ведь они больно кусаются. Побежали скорее от опасного места. Вздохнули облегченно: убежали от пчел. Улыбнулись друг другу.

Упражнения на развитие фонематического восприятия:

Цель этих игр — научить ребенка различать определенные звуки, а также развивать слуховое внимание.  

«Услышишь — хлопни»

Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.   Детям постарше подойдет такой вариант:   

«Что звенит?»

Взрослый показывает деревянные, металлические ложки, погремушки, колокольчик. Затем он предлагает послушать, как звучат эти предметы. Потом, спрятав их, нужно позвенеть этими предметами по очереди. Ребенку надо узнать, какой это звук, и назвать этот звучащий предмет.

Нейроигры:

Нейроигра – это специальные игровые комплексы, помогающие ребенку решать следующие задачи:

·        ребёнок учиться чувствовать пространство, свое тело;

·        развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука);

·        формируется правильное взаимодействие ног и рук;

·        ребёнок учится последовательно выполнять действия;

·        развивается слуховое и зрительное внимание.

   Нейропсихологические игры и упражнения развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка. Их воздействие имеет как немедленный, так и накапливающий эффект, который способствует повышению умственной работоспособности, оптимизирует интеллектуальные процессы (внимание, память, мышление, воображение) и активизирует его энергетический потенциал.

Каким детям необходимынейроигры?

·        если ребёнок гиперактивный, «не слышит» взрослых, на замечания не реагирует или, наоборот, чересчур медлительный и пассивный;

·        заметна эмоциональная нестабильность, резкие перепады настроения;

·        есть синдром дефицита внимания;

·        постоянно путает «лево» и «право», сезоны, жалуется на память;

·        плохо ориентируется в пространстве, не может скоординировать движения;

·        быстро переключается с одного действия на другое;

·        присутствуют навязчивые движения (почёсывания, рисует/пишет с высунутым языком, грызёт ногти и т. д.);

·        быстро утомляется, не может сосредоточиться на задании, тяжело осваивает чтение, грамоту и счёт;

·        есть проблемы с речью разной сложности;

·        наблюдается слабая познавательная деятельность;

·        плохо развита мелкая и общая моторика и т. д.

Преимущества использования нейроигр:

·        игровая форма обучения;

·        эмоциональная привлекательность;

·        многофункциональность;

·        автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом;

·        формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;

·        формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом;

Нейроигры очень полезны как для детей, так и для взрослых. А если нейроигру соединить с музыкой, то будет еще эффективней и увлекательней. Ведь музыка считается способом эффективной коррекционной помощи.

Ритмическая игра с цветными дисками.

Перед взрослым на полу лежат 4 цветных диска.

Напротив, перед ребенком такой же набор дисков.

Взрослый начинает игру первым,  показывая ребенку движения ногами по дискам  (переступает по дискам разного цвета).

Ребенок повторяет заданный рисунок.

Когда у детей появляется опыт, место педагога может занять один из детей.

 

Ритмическая игра со стаканомможет удовлетворить любые интересы и желания ребенка.  Они быстро и легко обучаются игре на стакане.

 Игра на стакане универсальна – ее можно использовать в совместной деятельности с детьми в любых режимных моментах, а также в заключительной части на музыкальных занятиях и досугах и даже на прогулке с использованием стола.

Результаты:

Родителям стоит понимать, что занятия логоритмикой не дают мгновенного эффекта.  Логоритмика — это хороший способ в игровой форме помочь ребёнку решить сложную задачу. Логоритмические упражнения не только улучшают звукопроизношение, но и учат чувству ритма, правильному дыханию, артикуляции, развивают внимание, слуха и памяти.

Музыкальный руководитель:

 Михайлина Марина Павловна

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 22.03.2024

Дата обновления: 22.03.2024

Дата публикации: 22.03.2024

Наверх
             

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».