Логопед

Консультация для родителей «Воспитание у детей правильного звукопроизношения»

21.10.2019

Консультация для родителей «Воспитание у детей правильного звукопроизношения»

 

       Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определёнными трудностями.

       Речевой функцией ребёнок овладевает постепенно, путём подражания произношению звуков и слов взрослым: правильно произносить большинство звуков он не умеет. Это так называемый физиологический период возрастного косноязычия. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребёнка, так как они могут прочно закрепляться и превратиться в стойкое нарушение.

       Сроки усвоения в произношении звуков речи детьми дошкольного возраста:

              - гласные, включая звук Ы к 2 – 2,5 годам;

              - согласные кроме шипящих звуков, звуков Л, Р, РЬ – к 3 годам;

              - звук Л к 3 – 4 годам;

              - шипящие звуки к 4 – 4,5 годам;

              - звуки Р, РЬ   до 6 лет.

        Наиболее часто страдает произношение свистящих, шипящих, звуков Л, Р, РЬ. Это связано с более сложной артикуляцией данных звуков. Надо знать и помнить правильную артикуляцию перечисленных звуков:

-общее правило: в русском языке все звуки произносятся в зазубном положении, т.е. если у ребёнка при разговоре кончик языка «выглядывает» между зубов, значит, имеет место нарушение звукопроизношения;

-общее правило: струя выдыхаемого воздуха проходит по середине языка, если слышится хлюпающий призвук, при разговоре один уголок рта оттягивается, речь неопрятна – это говорит о патологии звукопроизношения;

-общее правило: нельзя сильно выдвигать губы вперёд, чрезмерная работа губами компенсирует малую подвижность кончика языка;

- общее правило: чёткость речи достигается чётким произношением гласных звуков, а не громкостью голоса.

Подытожим:

- язык всегда находится за зубами,

- струя воздуха идёт по середине языка, в речи нет посторонних призвуков,

- губы активно двигаются, но не выставляются «клювиком»,

- чёткое произношение гласных.

         Правильная артикуляция:

-  свистящих звуков – широкий кончик языка упирается в нижние передние резцы, зубами, губы в улыбке, выдыхаемая струя воздуха холодная и проходит по середине языка;

- шипящие звуки – широкий кончик языка понят к передней части нёба. Губы чуть округлены и выдвинуты вперёд, выдыхаемая струя воздуха тёплая и проходит по середине языка;

- Л – широкий кончик языка поднят вверх и соприкасается с передней частью нёба, губы в улыбке;

- Р - широкий кончик языка поднят вверх и соприкасается с передней частью нёба, под напором выдыхаемого воздуха, кончик языка вибрирует у альвеол, губы в улыбке.

        Работа по исправлению нарушения звукопроизношения, несмотря на определённую специфичность, строится на основе общих педагогических принципов, в первую очередь

постепенности перехода от лёгкого к трудному, сознательности усвоения материала, учёта возрастных способностей.

         Если ребёнок не может воспроизвести звук (изолированно, в слоге или слове) даже по подражанию (пример), он нуждается в полном цикле коррекции звука – постановке, автоматизации и дифференциации.

         Работа по воспитания правильного произношения начинается с обследования, желательно, чтобы оно было проведено логопедом. И конечно, все дефекты неравномерны. Одни исправляются сравнительно быстро, по подражанию, другие требуют длительной работы.

        Переходим к практике.

Артикуляционная гимнастика.

ПРИЧИНЫ, ПО КОТОРЫМ НЕОБХОДИМО ЗАНИМАТЬСЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКОЙ:

1.     Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2.     Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3.     Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

4.     Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем -  детям научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

 

КАК ПРАВИЛЬНО ЗАНИМАТЬСЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКОЙ?

 

Сначала знакомим ребёнка с основными положениями губ и языка с помощью Весёлых историй о Язычке. На этом этапе он должен повторять упражнения 2-3 раза. Не нужно забывать выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ УПРАЖНЕНИЙ:

 

• С детьми 4 – 5 лет упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как он немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например, что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?

• Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

• Занимаясь с детьми 3-4 лет нужно следить за тем, чтобы они усвоили основные движения.

• К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть чёткими и плавными, без подёргиваний.

• В 6-7 -летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положения языка некоторое время без изменений.

• Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону, и малыш не может удержать нужное положение даже короткое время, нужно выбрать более лёгкие упражнения на расслабление мышечного тонуса, сделать специальный расслабляющий массаж.

 

        Если своевременно выявить нарушение и начать работу с ребёнком, используя артикуляционную гимнастику, то можно добиться положительных результатов за более короткий срок.

Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5 - 7 минут. Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки.

          Комплексов артикуляционной гимнастики очень много, но существуют основные упражнения, встречающиеся практически во всех комплексах – это упражнения на

-  постановку свистящих: «Лопатка», «Змейка», «Качели», «Горка» (объяснение выполнения упражнений)

-  постановку шипящих: «Лопаточка», «Трубочка», «Лошадка», «Грибок», «Чашечка», «Обнимем губку», «Парус» (объяснение выполнения упражнений)

-  постановку звуков ЛЬ, Л, Р, РЬ: «Лопаточка», «Обнимем губку», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Барабанщик», «Грибок», «Гармошка», «Лошадка», «Пароход» (объяснение выполнения упражнений)

      В комплекс артикуляционной гимнастики входят упражнения: для губ, нижней челюсти, языка, переключаемости языка, дыхательно – голосовые.

     Если ребёнок может произнести звук, но не употребляет его в речи:

- исправлять, настойчиво; систематически исправлять вначале показывая образец правильного произношения и поощряя ребёнка к повторению, затем (если ребёнку 4 года и старше) только обращаем внимание на неправильное произношение, давая возможность исправиться самостоятельно (скажи правильно, в этом слове есть звук Р, не поняла). Ребёнок говорит верно с тем, кто побуждает его к этому. Не бойтесь потерять время, ваше время и силы, не пропадут зря. Ваш с ребёнком труд принесут удовлетворение вам обоим, ведь это так приятно и радостно говорить правильно. 

 

Ряд рекомендаций по общению с ребёнком младшего возраста.

 

Общее правило - чем больше вы разговариваете с ребенком, тем большему он научится. Тон беседы задаете вы сами - голосом, жестами, отношением.

      

Если вы хотите, чтобы малыш раскрыл все заложенные в нем возможности, между вами должны установиться хорошие, доброжелательные отношения.

Итак:

1.Разговор с самим собой.

 

      Когда ребенок рядом, начните вслух говорить о том, что вы видите, слышите, думаете, чувствуете. Вы стираете, застилаете постель, вытираете пыль - говорите обо всем этом. Но говорить нужно короткими, простыми предложениями медленно и отчетливо.

 

2.Параллельный разговор и называние предметов.

 

     На этот раз вы говорите о том, что делает ребенок. Попробуйте описать словами, что он видит, ест, нюхает, слышит или чувствует. Таким образом, вы подсказываете ребенку слова, выражающие его опыт. Позже он воспользуется ими.

 

3.Распространение.

 

     Продолжайте и дополняйте сказанное ребенком - делайте его предложения распространенными. Не нужно заставлять малыша повторять за вами, достаточно того, что он вас слышит. Отвечая ребенку распространенными предложениями с использованием более сложных языковых форм и богатой лексики, вы постепенно подготовите его к переходу на следующую стадию развития.

 

4. Объяснение.

    Объясняйте ребенку, что будет происходить дальше, будь то приближающийся обед, время сна или необходимость одеваться. Ребенок начнет понимать и запоминать, что следует делать приближающейся ситуации, особенно если взрослые объясняют, почему мы это делаем. Ребенок получает важную информацию о планировании, саморегуляции, окончании действия.

 

5.Открытые вопросы и ответы.

    Открытые вопросы предполагают, разнообразные ответы и способствуют развитию. Например, малыш, показывая на дерево, спрашивает: «Что это?» В ответ взрослый спрашивает: «А что ты видишь?», тем самым давая возможность ребенку поговорить о листиках, птичках на дереве.

     Открытые вопросы и ответы развивают разговорные умения.Хочу такой сайт

6.Подпорки.

    Используйте игры, для того, чтобы развивать речь ребенка. Пытайтесь активизировать участие ребенка в игре, пропуская последнее слово в знакомом стишке, чтобы его произнес сам ребенок.

     По мере развития языковых навыков у ребенка, необходимость в подсказке взрослых отпадает. Старайтесь, чтобы ребенку было нужно заговорить. Не пытайтесь предвосхитить каждую потребность малыша.

     Говорите медленно и четко, используя простые понятные предложения. Медленная речь дает ребенку время для обработки услышанных слов, а четкая речь помогает вычленить новые слова.

   

Использованная литература:

1.    А.И. Богомолова «Логопедическая пособие для занятий с детьми»

2.    М.Ф. Фомичёва «Воспитание у детей правильного произношения»

3.    Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой «От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования»

Самоанализ подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Л] «Домашние животные»

17.12.2019

  На занятии присутствовали дети подготовительной группы (6 детей), посещающие логопункт, со схожими речевыми нарушениями и находящиеся на одной ступени коррекционной работы над звуком Л. Это занятие входит в систему коррекционно – развивающих занятий по программе преодоления ФФНР у детей. Тематика занятия соответствует периоду, их возрасту, и индивидуальным возможностям на данном этапе развития.

На занятии была поставлена следующая цель:

Автоматизация звука Л, которая достигалась путём решения следующих задач.

Коррекционно-образовательные

- закреплять и уточнять знания о домашних животных, знать их внешние признаки;

- упражнять в умении изменять существительное во мн. ч. в именительном, родительном и винительном падежах;

-упражнять в умении образовывать существительное с уменьшительно- ласкательными суффиксами;

- упражнять в умении образовывать сложные прилагательные;

- упражнять в умении подбирать слова - антонимы;

- упражнять в умении делить слова на слоги;

- совершенствовать связную речь;

Коррекционно-развивающие

- автоматизировать звук л в слогах, словах и предложениях;

-развивать зрительное, слуховое внимание и фонематическое восприятие;

- развивать общую и артикуляционную моторику;

- совершенствовать навыки звуко-слогового анализа и синтеза;

- развивать память, внимание, мышление;

-развивать творчество.

Коррекционно-воспитательные

- воспитывать контроль за собственной речью;

- формировать у детей чувство любви к родному краю, истории предков, традиции;

- воспитывать умение работать самостоятельно и в группе.

При подборе методического материала учитывались знания детей, приобретенные на предыдущих занятиях:

коррекционные занятия по теме: "Звук Л». Чтение рассказов о животных, беседа «Мой край родной", рассматривание иллюстраций о животных, проведение различных словесных, дидактических игр: "Кто как голос подает?", "У кого какой детеныш?""Про кого можно сказать?», «Кто где живёт?"" Кому что дадим?", беседа с детьми о пользе домашнего животного, придумывание загадок.

   Содержание этапов занятия, как и все занятие в целом было направлено на реализацию запланированной цели и задачам, поставленным на занятии.          Этапы занятия были взаимосвязаны и последовательны.

  На занятии было использовано звуковое сообщение от друга Лунтика, что повысило внутреннюю мотивацию детей к коррекционно - образовательному процессу.

   Цель занятия доведена до детей, была им понятна и соответствовала содержанию занятия с региональным компонентом. Выбранные мною методы и приёмы соответствовали возрасту детей и были подобраны с учётом их индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости и пр.). Таким детям, как Дима и Даша с их активностью и неустойчивым вниманием применила особенный прием-образца, помощи. Наглядные и словесные инструкции предъявлялись точно и чётко. Речемыслительную деятельность стимулировала посредством указаний, советов, использованием вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих), загадывание загадок.  Имели место и провокационные действия и вопросы (на этапе определения оппозиции звука Л в словах картинках домашних животных, у Даши, у Миланы - в слове"верблюд"определился схожий по артикуляционной позиции звук, но он мягкий согласный ЛЬ. У Вероники и у Димы звука Л в словах не было, поэтому просила объяснить их действия). На занятии, так же использовала мнемотаблицу, которая направила детей на содержательный описательный рассказ о лошади.

  С целью развития речевой моторики и подготовки речевого аппарата детей к занятию была использована артикуляционная гимнастика "Наш весёлый язычок отправился по родной Бурятии". Дети качественно выполнили все артикуляционные упражнения. Данные упражнения включены и с целью последующей коррекционной работы по произношению сонорного звука Р. Для закрепления правильного произношения звука и развития мелкой моторики рук, а также для работы над выразительностью речи и речевым дыханием использовались чистоговорки с сопряженной гимнастикой.

  На всех этапах данного мероприятия велась работа по обогащению и активизации словаря: застыл, табун лошадей, фермеры, пастбище, малая Родина, Селенгинск, Кабанск.

Отобран посильный речевой материал, но, смею заметить, что отработка коррекционных задач происходила на знакомом материале, который близок и знаком детям (с младшего возраста идет эта тема -"Домашние животные"). У некоторых детей возникли трудности с классификацией и обобщением. Называли домашних животных: "Хомячок, попугай". В этих случаях, используется жизненный опыт детей.

Для закрепления произношения звука в словах и обучения детей словообразованию использовались игры "Назови семью", "Назови ласково", "Скажи наоборот". Наблюдалось и словотворчество детей.

   В целом, работоспособность, мотивационная готовность детей, и темп выполнения заданий на занятии были достаточно высокие. Речь детей была правильной, полной, эмоциональной. Старались проговаривать четко. Просила индивидуально повторить правильно.

    Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья.

   На протяжении всего занятия у детей поддерживался интерес, чему способствовала динамика занятия, музыкальное сопровождение во время игры "Нарисуй лошадь", где дети проявили своё творчество. По окончании занятия, после подведения итога нашего путешествия, возвращение Лунтика особо порадовало детей. В благодарность об услышанном о домашних животных и правильном произношении звука Л детям вручили "Подкову на удачу".

   Считаю, дети проявляли положительный эмоциональный настрой и достигли поставленных целей.

Результатами занятия удовлетворена.

 

Спасибо коллегам за помощь в оснащении оборудования и материалами.

Развиваем речь ребёнка: на прогулке, на кухне, на даче.

18.05.2020

Развиваем речь ребёнка: на прогулке, на кухне, на даче.

  Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно. В первую очередь это касается тех семей, где дети посещают логопедическую группу или занятия с логопедом. Для них «логопедизация» семейной воспитательной среды обязательна. А если речь ребёнка развивается без видимых проблем и соответствует возрастным нормам? И в этом случае родителям не стоит устраняться от процесса речевого воспитания. Ведь любому ростку легче расцвести на взрыхлённой и удобренной почве, нежели пробиваться на заброшенном и затоптанном пустыре.

  Как проводить домашние занятия по развитию речи? Для этого ничего специально не нужно организовывать. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя или даже просто перед собой. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.

Итак, вы посмотрели перед собой и увидели, например, яблоко. Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребёнка, причём любого возраста. Для начала устройте соревнование «Подбери словечко» (Яблоко какое? - сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, спелое, душистое, жёлтое, тяжёлое, вымытое, и т.д.). Можно срисовать яблоко и заштриховать цветным карандашом. Это полезно для пальчиков. Готовая картинка пусть украсит стену в детской комнате.     Следующая игра будет называться «Вспомни сказку» (В каких сказках упоминаются яблоки? – «Гуси-лебеди», «Белоснежка и семь гномов», «Молодильные яблочки» и др.) Тут уж за правильный ответ можно заслужить и целое яблоко. А когда в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть повнимательней и сравнить между собой - игра с союзом а - «Сравни два яблока» (первое яблоко жёлтое, а втрое - красное; одно сладкое, а другое с кислинкой; у первого коричневые семечки, а у второго - белые и т.д.).

 Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития детской речи.

 

 

На прогулке.

  В это время вы можете прививать ребёнку знания и закреплять у него речевые навыки по темам «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Игрушки», «Город», «Транспорт», «Птицы» и другие. Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребёнка понятно выговаривать их. Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т.д. Это развивает слуховое внимания. Ребёнку будут интересны игры «О чём рассказала улица?», «Помолчи и расскажи, что услышал», «Внимательные ушки», «Кто позвал?». Рассматривание сезонной одежды людей поможет обогатить и активизировать словарь по темам «Одежда» и «Обувь». Участие в сезонных играх и забавах с другими детьми сформирует представление об особенностях данного времени года, поможет развить диалогическую речь. Экспериментальные опыты, изучающие свойства снега, воды, песка, травы, росы расширят кругозор ребёнка, а вместе с ним словарь существительных, прилагательных, глаголов. Подвижные игры с предметами (с массажным мячом, скакалками, обручем, другим сезонным спортинвентарём) соревнования, эстафеты будут способствовать развитию двигательной сферы ребёнка, а именно объёма, силы, переключаемости движений, хорошей координации и моторной реакции. Сюжетно-ролевые игры с другими детьми «Автобус», «Найдём клад», «Магазин», «Строительство песочного городка» помогут лучше овладеть фразовой речью и навыками речевой коммуникации. Ваша задача помочь детям организовать такую игру, подсказать сюжет, показать игровые действия.

На кухне.

  У вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребёнка по следующим темам «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», Продукты питания», «Бытовая техника» и др. Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами. Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, чёрствый и т.д.). Задавайте ребёнку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы ещё забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.). Называйте свои действия («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т.д.), показывайте ребёнку, что и как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь по кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.

На даче.

  Перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Весна», «Лето», «Осень», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды», «Весенние (летние, осенние) работы в саду» и др. Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю жизнь. Только здесь ребёнок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание). Узнает, как и где вырастают ягоды, овощи и фрукты. Каким трудом даётся урожай. Даже если названия цветов, кустарников, овощей кажутся вам сложными для ребёнка, всё равно почаще называйте их вслух (нарцисс, примула, жимолость, гладиолус, патиссон и др.). На первых порах они пополнят пассивный словарь ребёнка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут и в активное употребление и существенно обогатят словарный запас ребёнка.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».