12.12.2023
Из опыта работы
«Использование
технологии ЛЭПБУК в коррекционной работе учителя-логопеда»
учителя-логопеда»
Лэпбук - это технология, которая позволяет
проявить себя в безграничной фантазии, раскрыть творческие способности. А для
детей делает логопедические занятия интересными и увлекательными, направленными
на развитие и коррекцию имеющихся речевых нарушений.
Что же такое
лэпбук?
Лэпбук (lapbook)
– в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap
–колени, book- книга). Еще его называют тематическая папка или
книжка-раскладушка.
Это
самодельная папка, которую ребёнок (или группа детей) может удобно разложить у
себя на коленях (на столе, на полу) и просмотреть всё её содержимое. При этом
выполнить предлагаемые задания, узнать что-то новое. Но, несмотря на кажущуюся
простоту, в ней содержится весь необходимый систематизированный материал
по выбранной вами теме. В лэпбуке много кармашков, конвертиков, окошек,
дверей, подвижных деталей, которые ребёнок может доставать, перекладывать,
собирать, складывать по своему усмотрению или по заданию.
Лэпбук – это современное доступное средство
обучения, способствующее взаимодействию участников коррекционно-развивающего
процесса и отвечающее требованиям ФГОС к предметно-развивающей среде. Лэпбук:
информативен
(в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной
теме, а не подбирать различный материал);
полифункционален:
способствует развитию творчества, воображения; есть возможность использовать
его как с подгруппой детей, так и индивидуально;
обладает
дидактическими свойствами, является средством художественно-эстетического
развития ребенка, приобщает его к миру искусства; вариативный (существует
несколько вариантов использования каждой его части, а также возможность
добавлять новые задания, обновлять речевой материал);доступный (его структура и
содержание доступны детям дошкольного возраста, обеспечивает игровую,
познавательную, исследовательскую и творческую активность всех ребят).
В современном дошкольном образовании развитие
речи рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Ведь, от
этого зависит в будущем успешная учеба в школе, общее интеллектуальное
развитие, умение общаться с людьми.
Сегодня все больше отдается предпочтение
практическим методам обучения. Ведь, ребенок самостоятельно взаимодействует с объектами, лучше познает мир.
В своей логопедической работе лэпбук «Речевичок»
стал интерактивным игровым помощником. Ее суть в том, чтобы незамысловато, в
виде игры творческих процессов развивать речь у детей. В содержание данного
пособия включены игры и задания для развития речи детей старшего дошкольного
возраста. Лэпбук поможет изучить темы, лучше понять и запомнить материал. Это
отличный способ для повторения пройденного. К тому же, создание лэпбука
является одним из видов совместной деятельности взрослого и ребенка. А, так же,
дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок
становится активным.
Немного о
содержании.
1.
Этот блок лэпбука для артикуляционной гимнастики. Тут даже маленькое волшебное
зеркальце обязательный спутник упражнений для губ и языка. Ребенок уже знает,
если увидишь слона, то губы надо вытянуть трубочкой, если увидишь чашку- язык
превращается в форму чашки и т.д.
2. В этом домике, где живет Совунья
находится игра «Найди звук». Попросите ребенка достать карточки и определить где
находится звук( в начале, в середине, в конце слова). Потом свой ответ нужно
показать на схеме(см.бабочка на цветах),которая тоже гармонично вписалась в
лэпбук.
3. В этом блоке разделяем слова на
слоги и определяем их количество. Далее, необходимо отметить свое решение на
схеме «Паровозик».
Игра «Собери слово» требует от ребенка знаний
о буквах, умения чтения, ориентировки на
плоскости. Работа по подготовке к обучению грамоте.
4. Большой блок лэпбука уделен
развитию мелкой моторики рук. Вот, волшебные ГОНЗЯКИ, которые научат детей
общаться и обсуждать проблемы, повторяя за взрослым движения и слова,
фантазировать и придумывать свои истории. Су-джок терапия активизирует развитие
речи ребенка. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажным
колечком- пальчики.
Имеет место сказочный мешочек с пальчиковыми
куклами. Использование пальчикового театра способствует формированию связной
монологической речи детей.
5. В этом замечательном кармашке-
иллюстративный материал рассказа цепной структуры с предметно-графической
схемой. Развивается связная речь ребенка, формируется навык пересказа. Педагог
вместе с ребенком проговаривает текст построчно и просит ребенка повторить
каждое предложение с опорой на схему. В заключении, ребенок перерасказывает
самостоятельно.
6. Блок наполнен материалом для
формирования грамматического строя речи. Так же, здесь игры: «Скажи наоборот», «Смекалочка»,
«Мирилки», «Учим стихи».
7.Блок .Работа над предложением. Включены
карманы-наполнители «Считалки», «Что
лишнее?», «Составь предложение».
8. Блок «Пиши и стирай». Задания для
подготовки руки к письму.
Исходя из выше
изложенного, можно сделать вывод, что логопедическая работа с использованием
технологии лэпбук, внесла много положительных моментов в общее и речевое
развитие детей с нарушениями речи.
Безусловно,
лэпбук - технология имеет большие потенциальные возможности и перспективы,
которые будут открываться по мере ее внедрения в практику
коррекционно-развивающего образования. Такая
необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не
раз захочет возвратиться к этой папке, чтобы полистать - поиграть в неё, а
заодно, незаметно для себя самого, научиться говорить правильно.
Лэпбук можно использовать как особый вид
детско-родительского проекта. Он очень популярен и, для домашнего обучения.
Приятного общения с
детьми!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 12.12.2023
Дата обновления: 12.12.2023
Дата публикации: 12.12.2023