Из опыта работы «Использование технологии ЛЭПБУК в коррекционной работе учителя-логопеда»

12.12.2023

Из опыта работы

«Использование технологии ЛЭПБУК в коррекционной работе учителя-логопеда»

учителя-логопеда»

  Лэпбук - это технология, которая позволяет проявить себя в безграничной фантазии, раскрыть творческие способности. А для детей делает логопедические занятия интересными и увлекательными, направленными на развитие и коррекцию имеющихся речевых нарушений.

  Что же такое лэпбук?

Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap –колени, book- книга). Еще его называют тематическая папка или книжка-раскладушка.

Это самодельная папка, которую ребёнок (или группа детей) может удобно разложить у себя на коленях (на столе, на полу) и просмотреть всё её содержимое. При этом выполнить предлагаемые задания, узнать что-то новое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержится весь необходимый систематизированный материал  по выбранной вами теме.  В лэпбуке много кармашков, конвертиков, окошек, дверей, подвижных деталей, которые ребёнок может доставать, перекладывать, собирать, складывать по своему усмотрению или по заданию.

  Лэпбук – это современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию участников коррекционно-развивающего процесса и отвечающее требованиям ФГОС к предметно-развивающей среде. Лэпбук:

информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный материал);

полифункционален: способствует развитию творчества, воображения; есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально;

обладает дидактическими свойствами, является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; вариативный (существует несколько вариантов использования каждой его части, а также возможность добавлять новые задания, обновлять речевой материал);доступный (его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех ребят).

  В современном дошкольном образовании развитие речи рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Ведь, от этого зависит в будущем успешная учеба в школе, общее интеллектуальное развитие, умение общаться с людьми.

  Сегодня все больше отдается предпочтение практическим методам обучения. Ведь, ребенок самостоятельно взаимодействует с объектами, лучше познает мир.

  В своей логопедической работе лэпбук «Речевичок» стал интерактивным игровым помощником. Ее суть в том, чтобы незамысловато, в виде игры творческих процессов развивать речь у детей. В содержание данного пособия включены игры и задания для развития речи детей старшего дошкольного возраста. Лэпбук поможет изучить темы, лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для повторения пройденного. К тому же, создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и ребенка. А, так же, дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным.

  Немного о содержании.

  1. Этот блок лэпбука для артикуляционной гимнастики. Тут даже маленькое волшебное зеркальце обязательный спутник упражнений для губ и языка. Ребенок уже знает, если увидишь слона, то губы надо вытянуть трубочкой, если увидишь чашку- язык превращается в форму чашки и т.д.

2. В этом домике, где живет Совунья находится игра «Найди звук». Попросите ребенка достать карточки и определить где находится звук( в начале, в середине, в конце слова). Потом свой ответ нужно показать на схеме(см.бабочка на цветах),которая тоже гармонично вписалась в лэпбук.Хочу такой сайт

3. В этом блоке разделяем слова на слоги и определяем их количество. Далее, необходимо отметить свое решение на схеме «Паровозик».

  Игра «Собери слово» требует от ребенка знаний о  буквах, умения чтения, ориентировки на плоскости. Работа по подготовке к обучению грамоте.

4. Большой блок лэпбука уделен развитию мелкой моторики рук. Вот, волшебные ГОНЗЯКИ, которые научат детей общаться и обсуждать проблемы, повторяя за взрослым движения и слова, фантазировать и придумывать свои истории. Су-джок терапия активизирует развитие речи ребенка. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажным колечком- пальчики.

 Имеет место сказочный мешочек с пальчиковыми куклами. Использование пальчикового театра способствует формированию связной монологической речи детей.

5. В этом замечательном кармашке- иллюстративный материал рассказа цепной структуры с предметно-графической схемой. Развивается связная речь ребенка, формируется навык пересказа. Педагог вместе с ребенком проговаривает текст построчно и просит ребенка повторить каждое предложение с опорой на схему. В заключении, ребенок перерасказывает самостоятельно.

6. Блок наполнен материалом для формирования грамматического строя речи. Так же, здесь игры: «Скажи наоборот», «Смекалочка», «Мирилки», «Учим стихи».

7.Блок .Работа над предложением. Включены карманы-наполнители  «Считалки», «Что лишнее?», «Составь предложение».

8. Блок «Пиши и стирай». Задания для подготовки руки к письму.

  Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что логопедическая работа с использованием технологии лэпбук, внесла много положительных моментов в общее и речевое развитие детей с нарушениями речи.

Безусловно, лэпбук - технология имеет большие потенциальные возможности и перспективы, которые будут открываться по мере ее внедрения в практику коррекционно-развивающего образования. Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз захочет возвратиться к этой папке, чтобы полистать - поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, научиться говорить правильно.

  Лэпбук можно использовать как особый вид детско-родительского проекта. Он очень популярен и, для домашнего обучения.

Приятного общения с детьми!

   

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 12.12.2023

Дата обновления: 12.12.2023

Дата публикации: 12.12.2023

Наверх
             

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».