22.11.2021
Тема: «Развитие чувства музыкального ритма у детей младшего дошкольного
возраста»
Музыка является одним из
эффективных
средств формирования эстетического
вкуса и
умственного развития детей. А занятия по музыкальному
воспитанию требуют внимания, сосредоточенности,
концентрации памяти, эмоций и конечно
они оказывают
большое влияние на всестороннее
развитие
личности ребенка. В нашем детском саду
есть большой замечательный музыкальный зал,
где я и осуществляю
свою
работу.
Целью моей работы является всесторонне
художественно - эстетическое развитие детей дошкольного возраста, воспитание положительного отношения
к музыкальному искусству, обогащение нравственного облика
ребенка.
Основные направления моей работы:
· Развитие
музыкальности детей
· Развитие
двигательных
качеств
и умений
· Развитие
творческих способностей, потребности
самовыражения
в движении под музыку.
· Развитие
нравственно-коммуникативных качеств личности
· Развитие
музыкальных способностей детей (слуха,
памяти, чувства ритма)
И сегодня
я хочу конкретно остановиться
на одной из
этих музыкальных
способностей - развитии чувства ритма.
Чувство ритма – это восприятие и воспроизведение
временных
отношений
в музыке.
Музыка эмоциональна. Ритм – одно из
выразительных средств в музыке, с помощью которого передается
ее содержание,
поэтому чувство ритма составляет
основу
эмоциональной отзывчивости на музыку. Характер музыкального ритма позволяет передавать
мельчайшие изменения настроения
музыки
и тем
самым постигать музыкальный
язык. Таким образом, чувство ритма – это способность активно воспринимать
музыку, чувствуя ее эмоциональную
выразительность, и точно воспроизводить ее.
Ритм
присутствует
в нашей жизни всюду. Биение сердца – ритм нашего организма. С его помощью
можно
успокоить или активизировать реакции
нашего организма в
разных ситуациях. Наша
речь,
овладение чтением
и письмом
так же
требуют развитого чувства
ритма. Поэтому занятия музыкальным ритмом – это тренировка, которая дает
ребенку бесценный
жизненный опыт.
Ритм
присутствует
во всех
моментах наших
музыкальных
занятий: пении,
слушании музыки, игре на детских музыкальных инструментах,
музыкально – ритмических движениях. В группе воспитателе
тоже
занимаются развитием чувства ритма.
Но этого не достаточно. Нам
необходима
и ваша помощь – помощь родителей. Вы, используя различные жизненные
ситуации
и применяя словесные игры,
тоже можете помочь
своему ребенку. Помочь ему овладеть
чувством
ритма.
В каких ситуациях и какую игру можно применить?
Например:
1. Играете вы с ребенком дома
в игрушки
и у
вас среди игрушек есть деревянные или пластмассовые кубики или музыкальные молоточки
Возьмите
эти кубики, молоточки и вместе с ребенком
расскажите сказку «Теремок».
2. Гуляете вы со своим ребенком
во дворе, можете использовать двигательное
упражнение «Ноги и ножки»
Большие ноги
Шли по дороге
Топ-топ, топ-топ
Маленькие ножки
Бежали по дорожке
Топ топ топ топ топ,
Топ топ топ топ топ
3. Если у вас на
стене висят
часы можно послушать, как они
тикают и предложить ребенку потикать как часы, используя словесную игру «Часы»
"Часы"
Тик-так,
тик-так, все часы идут
вот так (наклоны головы то к одному
плечу, то к другому).
Тик-так,
тик-так, все часы идут
вот так (повороты туловища вправо влево)
4. Если вы смотрите в окно, на улице
холодно и сыро, а за окном идет
дождь, предложите ребенку поиграть, чтобы избавить
его от
грустного настроения, используйте в этот
момент словесную игру
"Непослушный
дождик" (для детей от 3 лет)
Дождик - кап!
Дождик
- кап!
То сильней,
то тише. (ударять указательным
пальцем одной руки по
ладони другой).
Не стучи, не стучи,
Не стучи по
крыше! (грозить пальцем)
Непослушный какой! (укоризненно покачать головой). Погоди, не лейся!
Заходи к малышам (поманить руками).
И в тепле погрейся!
(положить ладони
на плечи,
скрестить ладони
на груди)
Рекомендации родителям по
развитию
чувства
ритма у дошкольников
· Слушайте музыку
Она улучшает настроение, способствует эмоциональному
развитию.
Чаще включайте музыку
в детской комнате. Она
может сопровождать
любые занятия ребенка, но позаботьтесь, чтобы звук был
приглушенным.
· Учите
ребенка воспроизводить
мелодию хлопками, постукиванием,
пением
Если малыш еще не научился самостоятельно выполнять задание, хлопайте его ручками,
взяв их в свои
руки; отстукивайте ритм или дирижируйте его рукой.
· Поощряйте движения под музыку
Устройте парад, маршируя
и стуча в барабаны.
Организуйте домашний
оркестр из игрушечных
музыкальных инструментов или кухонной утвари. Меняйте темп движений
(то
быстрее, то медленнее).
· Инсценируйте детские потешки, песенки, стихи,
сказки
Игры и упражнения для развития чувство музыкального
ритма
Двигательное упражнение
"Ноги и ножки" (для детей от 3 лет)
Большие
ноги
шли по дороге:
топ-топ, топ-топ, топ-топ. (ходьба в медленном темпе, четко
опуская ногу на всю стопу).
Маленькие ножки
бежали по
дорожке: топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ, топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ. (бег на носках с остановкой
на последнее слово).
"Часы"
Тик-так,
тик-так, все часы идут вот
так (наклоны головы то к одному
плечу, то
к другому).
Тик-так,
тик-так, все часы идут
вот так (повороты туловища вправо-влево)
"Непослушный
дождик" (для детей
от 3
лет)
Дождик - кап!
Дождик - кап!
То сильней,
то тише. (ударять указательным
пальцем
одной руки по ладони другой).
Не стучи, не стучи,
Не стучи по
крыше! (грозить пальцем)
Непослушный какой! (укоризненно покачать головой). Погоди, не лейся!
Заходи к малышам (поманить руками).
И в тепле погрейся!
(положить ладони
на плечи,
скрестить
ладони на груди
«Замок»
На двери висит замок. (руки сцеплены
в замок)
Кто его открыть бы мог? (пытаться разъединить руки)
Повертели, покрутили,
(покрутить
сцепленными руками)
Постучали
и открыли. (постучать
"замком"
по столу
и расцепить руки)
«Самолеты»
Самолёты загудели (вращение перед
грудью
согнутыми
в локтях руками),
Самолёты полетели
(руки в стороны, поочерёдные наклоны
влево и вправо),
На полянку
тихо
сели (присесть, руки к коленям),
Да и снова полетели.
«Наша елка»
Наша ёлка велика (круговое движение руками),
Наша ёлка высока
(встать на
носочки),
Выше мамы, выше
папы (присесть и встать на
носочки),
Достаёт до потолка (потянуться).
Будем весело плясать. Эх, эх, эх!
Будем песни
распевать. Ля-ля-ля!
Чтобы ёлка захотела
в гости к нам прийти опять!
"Мы топаем ногами"
Мы топаем ногами.
Топ,
топ, топ (ходьба на
месте).
Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп
(хлопки
в ладоши)
Качаем головой (наклоны головы вправо,
влево).
Мы руки поднимаем
(руки вверх).
Мы руки опускаем (руки
вниз).
Мы руки разведем
(руки в стороны).
И побежим кругом (бег).
«Мяч»
Поиграю, поиграю (4 раза подкидываем мяч вверх и ловим)
Я красивый мяч
держу (держим мяч в руках)
Мяч соседу предложу
(отдаем
мяч соседу,
стоящему
напротив)
«Паровоз»
Я – веселый паровоз,
Погулять детей повез (переступают
с ноги на
ногу 8 раз)
Я по рельсам вдаль качу (Руки согнуты в локтях, поочередные движения руками вперед,
назад)
Чу – чу – чу, (три хлопка) чу – чу – чу! (три хлопка)
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.11.2021
Дата обновления: 22.11.2021
Дата публикации: 22.11.2021