08.01.2021
Нетрадиционные техники аппликации
Аппликация в
переводе с латинского обозначает «прикладывание». Это один из видов
изобразительной техники. В его основе лежит вырезание различных деталей и
наложение их на фон в определенном порядке. Детали закрепляют на основе с
помощью различных клеев, ниток. В настоящее время в аппликации можно
использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки,
соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и
другие природные материалы.
История аппликации
Аппликация как одна из изобразительных техник зародилась довольно давно.
Ее с незапамятных времен использовали для украшения одежды, обуви, орудий труда,
домашней утвари. Скорее всего, именно необходимость сшивать шкуры положила
начало украшению одежды, а не только соединению ее деталей. Намного позже
начали прикреплять к одежде кусочки войлока, меха, кожи различных цветов и
оттенков. Так и появилась аппликация. Сюжетами для нее были птицы, животные,
люди, красивые растения и цветы. Позднее стали применять и нити, металлические
и чеканные пластины, бисер, бусины. После того как была изобретена бумага, люди
стали выполнять бумажные аппликации. Из темной бумаги вырезали плоские силуэты,
книжные иллюстрации, бытовые и батальные сцены. Этим увлекались как знатные,
так и бедные люди. В настоящее время аппликация прочно вошла в нашу жизнь.
Аппликация — один из видов
изобразительной деятельности, основанный на вырезании, наложении различных форм
и закреплении их на другом материале, принятом за фон наиболее простой и
доступный способ создания художественных работ.
Виды аппликации
·
предметная,
состоящая из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок,
животное, человек и т.д.);
·
сюжетная,
отображающая те или иные события;
·
декоративная,
включающая орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.
В настоящее время воспитатели дошкольных
образовательных учреждений склоняются к традиционной технике обучения
детей аппликации, а именно:
1. Составлять декоративный узор из различных бумажных
геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в
определенном ритме на картонной основе.
2. Составлять изображение предмета из цветной бумаги
из отдельных частей; изображать сюжет.
3. Овладевать различной техникой получения деталей для
аппликации из бумаги: вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а
также техникой прикрепления их к основе.
4. Составлять изображение предмета (сюжета) используя
технику оригами.
Работа с различными материалами, в различных
художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета,
гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.
Нетрадиционные техники
аппликации
·
Обрывная
аппликация
Этот способ хорош для передачи фактуры образа
(пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на
кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику:
не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный
рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и
творческого мышления.
·
Накладная
аппликация
Эта техника позволяет получить многоцветное
изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и
наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше
предыдущей по размеру.
·
Модульная
аппликация (мозаика)
При такой технике образ получается путем
наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной
аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники,
либо просто рваные бумажки.
·
Симметричная
аппликация
Для симметричных изображений заготовку
— квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера — складываем
пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.
·
Ленточная
аппликация
Этот способ позволяет получить не одно или два, а
много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для
изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить
его гармошкой и вырезать изображение.
·
Силуэтная
аппликация
Этот способ доступен детям, хорошо владеющим
ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или
воображаемому контуру.
·
Квиллинг
Квилинг (англ. quilling — от слова quill (птичье
перо), также бумагокручение, — искусство изготовления плоских или объемных
композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
Торцевание — один из видов бумажного
рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга.
С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики,
панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна,
интерес к ней объясняется необычным эффектом "пушистости" и лёгким
способом её исполнения.
Коллаж (от фр. collage — приклеивание) —
технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании
живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу
предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем
также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется
главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных
материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.
·
Оригами
Орига?ми (от яп. сложенная бумага) — вид
декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из
бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и
предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.
·
Аппликация из салфеток
Салфетки — очень интересный материал для детского
творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд
плюсов:
·
возможность
создавать шедевры без ножниц;
·
развитие
мелкой моторики маленьких ручек;
·
развитие
тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры;
·
широкие
возможности для проявления креатива.
Гофрированная бумага — один из видов так называемой
поделочной бумаги. По сравнению с бумагой обычной, появилась она сравнительно
недавно. Она очень мягкая, нежная и приятная на ощупь. Великолепные цвета очень
нравятся детям, и они с удовольствием работают с ней на занятиях творчеством.
Это отличный декоративный и поделочный материал, позволяющий создавать
декорации, красочные игрушки, оригинальные гирлянды и великолепные букеты,
костюмы, которые могут стать отличным подарком к празднику.
·
Аппликация из ткани
Аппликация из ткани — разновидность вшивки. Вышивание
аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне из ткани куски
другой ткани. Укрепляются аппликации из ткани либо пришиванием, либо
приклеиванием. Аппликация из ткани может быть предметной, сюжетной и
декоративной; одноцветной, двухцветной и многоцветной. Выполнение аппликации из
ткани требует определенных навыков. Во-первых, надо уметь резать ткань (ткань
труднее резать, чем бумагу); во-вторых, края у ткани могут осыпаться и
осложнять работу.
·
Аппликация
из крупы
Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую
моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения,
конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно видеть результат
своего труда сразу. Аппликация из крупы становится для них наиболее
привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки с
малышами. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью
гуаши и воды.
·
Аппликация
из соломы
Аппликации из соломы необычайно привлекательны: они
отливают золотом. Происходит это оттого, что солома имеет глянцевую поверхность
и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только
в определенном положении. Составленная из форм, находящихся под разными углами
по отношению к свету. Аппликация передает неповторимую игру: блестит, как
золото. Это могут быть картины, орнаментальные полосы, закладки для книг,
шкатулки,
·
Аппликация
из засушенных растений.
В настоящее время широкую популярность приобрела аппликация из
цветов, травы, листьев — так называемая флористика. Работа с природным
материалом вполне доступна учащимся и детям дошкольного возраста. Увлекательно,
интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление,
наблюдательность, трудолюбие. Занятия с природным материалом способствует
воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны
они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на
воздухе.
ЗАМЕТКА
«ИТОГИ РАБОТЫ ПО НЕТРАДИЦИОННЫМ ТЕХНИКАМ
АППЛИКАЦИИ».
Подведены
итоги работы по направлению «Нетрадиционные техники аппликации». В ходе этой
деятельности педагоги, дети, родители «погрузились» в мир аппликации: очень
много полезного, интересного, нового теоретического материала было представлено
в группе, который оформился в виде папок; были проведены консультации для
родителей, педагогов детского сада; с детьми проводились образовательные
события, которые были построены так, чтобы дети учились апплицировать, используя
разнообразные техники аппликации.
По
данной теме в детском саду проводился конкурс «Волшебный мир аппликации», где
дети с педагогами и родителями представили работы, используя самые
разнообразные нетрадиционные техники аппликации.
Воспитанник нашей группы, Житихин Николай, занял в этом конкурсе 2 место
с работой «Аист», которую они сделали с мамой, используя семена тыквы,
подсолнуха и разнообразный природный материал.
Мы
с ребятами в группе делали коллективную работу «Девочка с зонтиком», «Цветок
для мамы», «Снегирь», используя цветные салфетки.
Мир аппликации очень интересен, познавателен, увлекателен! В дальнейшем, использование нетрадиционных техник позволит развивать в детях творческие способности, гармонию, образное мышление, пространственное воображение, а главное – научит детей создавать «красоту» своими руками и ценить, замечать и любоваться красотой, которую создают люди вокруг нас!
Воспитатели 2 мл. группы «А" Клочихина МЮ, Гонцова Е.С.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 08.01.2021
Дата обновления: 13.01.2021
Дата публикации: 08.01.2021