19.11.2020
Развиваем
математические способности и логическое мышление вместе!
Многие родители думают, что заниматься развитием
математических способностей детей в дошкольном возрасте еще рано. И
подразумевают под этим понятием некие специальные способности, позволяющие
детям оперировать большими числами, или увлеченность формулами и алгоритмами.
Другая крайность – считать ребенка способным к
математике, если он рано научился считать и даже отвечать на вопросы, сколько
будет 2+3…
В первом случае способности путают с природной
одаренностью, а в другом – радующий результат может не иметь никакого отношения
к математике. Возможно, ребенку пришелся по душе ритм счета или запомнились
образы цифр в арифметическом примере.
Чтобы развеять подобное заблуждение, важно прояснить,
какие способности называют математическими.
Математические способности – это особенности
протекания мыслительного процесса с выраженностью анализа и синтеза, быстрого
абстрагирования и обобщения применительно к математическому материалу.
Мышление дошкольника опирается на эти же
мыслительные операции. Развиваются они у всех деток с различной эффективностью.
Стимулировать их развитие можно и нужно. Это вовсе не означает, что у ребенка
пробудится математическая одаренность, и он вырастет настоящим математиком. Но,
если развивать умения анализировать, выделять признаки, обобщать, выстраивать
логическую цепочку мыслей, то это будет способствовать развитию математических
способностей дошкольника и более общих – интеллектуальных.
Выполнение заданий с математическим уклоном особенно полезно для детей, так
как развивает интеллектуальные способности. Ценность состоит не только в
накапливании математических представлений и навыков, но и в том, что происходит
общее умственное развитие дошкольника.
В практической психологии выделяют три категории игровых занятий,
направленных на развитие отдельных компонентов математических способностей.
Упражнения на определение свойств предметов, выявление
объектов по обозначенному признаку (аналитико-синтетические способности).
Игры на сопоставление различных свойств, выявление
существенных признаков, абстрагирование от второстепенных, обобщение.
Игры на развитие логических умозаключений на основе
мыслительных операций.
Начинать работу
по становлению психических процессов: памяти, внимания, воображения,
логического мышления необходимо с дошкольного возраста. В. А. Сухомлинский
писал: «Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это
огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный
поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая
огонек пытливости и любознательности».
Учим детей счету до 5 в играх
Педагоги рекомендуют: чтобы обучение математике приносило ощутимые результаты, оно должно
быть доступным и интересным для ребенка.
Таким учебным требованиям отвечает детская математическая игра. Особым успехом в
усвоении и закреплении математических знаний пользуются дидактические
(обучающие) игры, например, по типу знакомых всем лото, домино, пазлов. Для
закрепления нового материала полезны словесные и подвижные, сюжетные и
творческие игры, которые могут стать хорошим подспорьем для родителей, чтобы
упражнять ребенка в счете.
Пальчиковые игры для самых маленьких
Для самых маленьких детишек подойдут пальчиковые игры,
которые послужат не только гимнастикой мелких мышц руки, но и как тренажер
счета от 1 до 5. Взрослый предлагает крохе под ритмику стиха поработать
пальчиками: сжимать и разжимать, поочередно загибать и считать. Не стоит
забывать, что играем с пальчиками и учимся считать до 5 вместе с малышом.
Интересно игры с пальчиками будут проходить, если нарисовать колпачки со
смешными рожицами для каждого пальца или использовать пальчиковый театр.
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их не трудно сосчитать:
Один, два, три, четыре, пять!
Будем пальчики считать:
Один, два, три, четыре, пять.
Один, два, три, четыре, пять,
Стали пальчики играть.
Все такие дружные, крепкие и нужные
Математические игры на счет
Любая игра может быть математическим занятием для
дошколят, главное - соблюдать необходимые требования. Такое занятие поможет
ребятишкам упражняться в количественном и порядковом счете, знакомиться с
цифрами, математическими понятиями (один - много, больше - меньше), активно
действовать с числами.
"Наш помощник"
Сюжетные действия позволяют малышу почувствовать свою
значимость в семье, обогащают эмоционально, в то же время закрепляют навыки
количественного счета. Ребенок по просьбе мамы пересчитывает и выкладывает
необходимое количество столовых приборов для ужина. Можно попросить его
принести два огурца, три помидора, один перец для салата.
"Составь фигуру"
"Малыши - карандаши"
Дошколята знакомятся с составом числа из единиц,
повторяют количественный счет. Для занятия нужны цветные карандаши. Взрослый
достает голубой карандаш, уточняет, что предмет один, затем еще один карандаш,
желтого цвета: число 2 состоит из двух карандашей (единиц). Постепенно
подкладываются другие карандаши, чтобы аналогично познакомить с составом
последующих чисел. В конце занятия для поддержания интереса взрослый читает
стихи по мотивам произведения А. Степанова, а ребенок рисует картинку:
Лежат в коробке малыши,
Малыши – карандаши.
Один, два, три, четыре, пять,
Начинаем рисовать.
Красный, жёлтый, голубой...
Выбирай себе любой.
Нарисуй красивый дом,
Будем жить с тобою в нем.
А над домом рисуй солнце,
Чтоб светило нам в оконце.
И на небе – облака,
К нам бегут издалека.
А внизу ручей, трава,
И на дереве – листва.
"Нарисуй число"
"Паровозик"
В сюжетной игре отрабатывается счет от 1 до 5 и
закрепляется порядковый. Хорошо, когда играет вся семья. Если это невозможно,
используются крупные игрушки: мишки, куклы, слоники. Взрослый ставит стульчики
"паровозиком", малыш рассаживает игрушки по порядку. Можно спросить,
всем ли пассажирам хватит места. Ребенок считает стульчики, игрушки. Затем под
веселую песенку из мультика поезд отправляется в путь. Сюжет игры может быть
таким: "Игрушки отправляются в путешествие. Посчитай их и посади по
порядку: первый, второй, третий, четвертый, пятый ". Можно разнообразить
действие, закрепив на стульчиках картинки с цифрами.
"Математические пазлы"
Игра развивает память, внимание, пространственное
мышление, тренирует в запоминании чисел. Подготовить материал для такой
настольной игры очень просто самим: подбираются картинки с крупным
изображением, например, овощи, фрукты, предметы быта, домики. Картинки
разрезаются на пять частей, и каждая часть обозначается цифрой. Ребенок должен
собрать картинку в соответствии с числовым рядом. В этой игре полезно поучиться
называть "соседей" числа ( у 2 "соседи" 1 и 3).
Дети быстро и легко обучатся счету, если
взрослые будут постоянно упражнять их!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.11.2020
Дата обновления: 19.11.2020
Дата публикации: 19.11.2020