21.10.2020
Консультация для родителей «Рекомендации по коррекции речи для детей 3-х лет с задержкой речевого развития»
В последние
годы резко возросло количество детей с речевыми проблемами. Очень важно выявить
неблагополучие речевого развития ребенка и преодолеть его как можно раньше.
Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего
дошкольного возраста от 1 до 4 лет. В течение этого короткого отрезка времени
ребенок овладевает основными закономерностями языка.
Что
же ребенок должен уметь к 3-м годам? последние годы резко возросло количество
детей с речевыми проблемами. Очень важно выявить неблагополучие речевого
развития ребенка и преодолеть его как можно раньше. Особенно продуктивным и
важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от
1 до 4 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает
основными закономерностями языка.
Что
же ребенок должен уметь к 3-м годам?
- Словарный запас детей 3-х лет состоит из 1000
слов.
- Ребенок практически
не использует звукоподражаний и облегченных вариантов слов (н-р, бибика, аф-аф,
ту-ту).
- Он умеет строить
предложение с соблюдением норм грамматического оформления (н-р, ребенок
изменяет слова в речи по числам, одна игрушка; по родам, моя игрушка; по падежам,
нет игрушки).
- Ребенок 3-х лет может
пересказать содержание простой сказки. Задает много вопросов (возраст
почемучки).
- Употребляет все части
речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, наречие.
-Ребенок проговаривает
свои действия, когда он играет один со своими игрушками.
- Говорит:
здравствуйте, до свидания, пожалуйста, спасибо.
Это показатели нормального развития речи, но
наша с вами цель своевременно увидеть отклонение в речевом развитии и поэтому
хочу обратить ваше внимание на особенности развития ребенка при временной
задержки речи.
Задержка речевого развития – замедленное развитие речи
у детей до 3-х лет.
Дети с
диагнозом ЗРР имеют особенности поведения:
Либо гипервозбудимы, либо пассивны. Внимание таких
детей неустойчивое, ребенок быстро отвлекается. Игровая деятельность носит
монипулятивный характер действий (н-р, возит машинку туда сюда, нет сюжета в
игре). Мелкая моторика рук развита слабо. Артикуляционная моторика развита
слабо, они не могут точно выполнить движение губами, языком. Они ориентируются
в существительных, но названия действий (н-р, идет, бежит, стоит) не различают.
Активный словарь состоит из 5-10 слов как правило 1, 2-х слогов, н-р, мама,
баба, на. Иногда вместо слова ребенок воспроизводит 1 слог – ударный. Они не
могут передать интонацию слова. Интересной особенностью их речи является
стремление к употреблению открытых слогов (н-р, мяч, мя или мятя).
Существительные произносятся со множеством звуковых пропусков (н-р, иня –
машина, кука — кукла).
Работа по
ранней коррекции речи должна проводится комплексно и в детском саду и дома.
Я приготовила для вас рекомендации по развитию
речи детей 3-го года жизни:
Обогащение
словарного запаса. Старайтесь давать определение предметам по их родовой
принадлежности, н-р: хлебница – посуда для хлеба, называя слова обобщения:
посуда, одежда, мебель, обувь и т.д. Применять их можно в форме просьбы «Сложи
свою одежду аккуратно». На прогулках обращайте внимание детей на растение,
цветы, деревья, птиц. Обогащайте словарь ребенка их названиями. Вводите слова –
названия основных цветов, н-р: сейчас наденем красные штанишки; в какую чашку
налить чай синюю или белую. Знакомьте детей со словами, которые обозначают
форму предмета: круглый, квадратный, треугольный, овальный, н-р: часы круглые,
а кубики квадратные. Расширяйте понятие размера словами: широкий, узкий;
длинный, короткий; высокий, низкий, называя признаки окружающих вещей: длинный
карандаш, короткая веревка, высокий человек, низкий куст. В быту легко
познакомить детей с прилагательными, обозначающими разные свойства предметов:
холодное мороженое, горячий чай, теплый свитер, сухие носки, чистые руки. Чем
больше малыш умеет делать, тем больше он знает и слов – действий или глаголов.
Называть действие выполняемое ребенком нужно точно, с использованием приставок,
н-р: воду из чашки перелили, в чайник воду налили, из ведра воду вылили. Нужно
показать разницу между настоящим временем и прошедшим (н-р, мама кашу варит,
мама кашу сварила). Помогает усвоению глаголов подвижные игры с речевым
сопровождением. Также развивается слуховое внимание, понимание речи, общая
моторика, координация движений.
Развитие
грамматического строя речи. Работа над грамматическим строем речи должна
стать ведущей в этом возрасте. Один из главных приемов – беседа при
рассматривании иллюстраций к сказкам (н-р, по сказке «Колобок»). Задавайте
вопросы: Откуда скатился колобок? С кем сначала встретился Колобок? Просите
ребенка отвечать полными предложениями, н-р: Колобок встретился с зайцем.
Большое внимание следует уделить работе над предлогами. При обучении детей
пользованию предлогами в речи интонационно выделяют предлог, н-р: игрушка лежит
на столе, под столом, убрал со стола.
Развитие
связной речи. В этом возрасте можно говорить лишь о подготовке детей к
рассказыванию. Дети учатся слушать взрослых. При совместном рассматривании
игрушки, взрослый описывает ее, называет основные детали, обращает внимание на
его признаки, н-р: мишка плюшевый – большой; у него есть голова, туловище,
лапы; на голове ушки, нос, глаза, рот, затем спрашивает какой мишка? Что есть
мишки? Покажи где у мишки лапы? Во время разговора игрушка должна находится в
руках у ребенка.
Обязательно
нужны упражнения мышц артикуляционного аппарата или артикуляционная гимнастика.
С ее помощью укрепляются мышцы органов артикуляции и звуки появляются быстрей и
звучат более четко.
Развитие дыхания. Не маловажную роль в развитии речи играет правильная
постановка дыхания. Лучше этот делать с использованием игрушек: вертушки,
шарики, губные гармошки, дудочки, мыльные пузыри.
Пальчиковая гимнастика. Очень важна пальчиковая гимнастика, т.к. мелкие мышцы пальцев на прямую связана с речевым центром, а если она сопровождается стихотворным тестом, то развивается слуховое внимание и умение выполнять действия по инструкции. этот пальчик - дедушка. этот пальчик - бабушка. этот пальчик - мамочка. этот пальчик - папочка. этот пальчик - я. вот и вся моя семья!
Очень полезно загадывать детям загадки, они развивают мышление и фонематический слух, т.е. то, без чего не возможно развитие речи. Хитрая плутовка – рыжая головка Пушистый хвост краса Кто это? – лиса Встает на заре Поет во дворе На голове гребешок Кто же это? – петушок
Какие книги читать ребенку. Книга должна быть похожа на игрушку, объемная раскладушка большого формата с крупными красочными картинками. Правила для родителей читать ребенку каждый день! Важно что читать малышу: обязательно народные сказки: «Колобок», «Теремок» или сказки в стихах «Мойдодыр», «Айболит», «Муха — цокотуха».
Приятного общения!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.10.2020
Дата обновления: 21.10.2020
Дата публикации: 21.10.2020