Консультация для родителей «Рекомендации по коррекции речи для детей 3-х лет с задержкой речевого развития»

21.10.2020


Консультация для родителей «Рекомендации по коррекции речи для детей 3-х лет с задержкой речевого развития»

 В последние годы резко возросло количество детей с речевыми проблемами. Очень важно выявить неблагополучие речевого развития ребенка и преодолеть его как можно раньше. Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 1 до 4 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка.
 Что же ребенок должен уметь к 3-м годам? последние годы резко возросло количество детей с речевыми проблемами. Очень важно выявить неблагополучие речевого развития ребенка и преодолеть его как можно раньше. Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 1 до 4 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка.
 Что же ребенок должен уметь к 3-м годам?

- Словарный запас детей 3-х лет состоит из 1000 слов.

- Ребенок практически не использует звукоподражаний и облегченных вариантов слов (н-р, бибика, аф-аф, ту-ту).

- Он умеет строить предложение с соблюдением норм грамматического оформления (н-р, ребенок изменяет слова в речи по числам, одна игрушка; по родам, моя игрушка; по падежам, нет игрушки).

- Ребенок 3-х лет может пересказать содержание простой сказки. Задает много вопросов (возраст почемучки).

- Употребляет все части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, наречие.

-Ребенок проговаривает свои действия, когда он играет один со своими игрушками.

- Говорит: здравствуйте, до свидания, пожалуйста, спасибо.

 Это показатели нормального развития речи, но наша с вами цель своевременно увидеть отклонение в речевом развитии и поэтому хочу обратить ваше внимание на особенности развития ребенка при временной задержки речи.
 Задержка речевого развития – замедленное развитие речи у детей до 3-х лет.
 Дети с диагнозом ЗРР имеют особенности поведения:

 Либо гипервозбудимы, либо пассивны. Внимание таких детей неустойчивое, ребенок быстро отвлекается. Игровая деятельность носит монипулятивный характер действий (н-р, возит машинку туда сюда, нет сюжета в игре). Мелкая моторика рук развита слабо. Артикуляционная моторика развита слабо, они не могут точно выполнить движение губами, языком. Они ориентируются в существительных, но названия действий (н-р, идет, бежит, стоит) не различают. Активный словарь состоит из 5-10 слов как правило 1, 2-х слогов, н-р, мама, баба, на. Иногда вместо слова ребенок воспроизводит 1 слог – ударный. Они не могут передать интонацию слова. Интересной особенностью их речи является стремление к употреблению открытых слогов (н-р, мяч, мя или мятя). Существительные произносятся со множеством звуковых пропусков (н-р, иня – машина, кука — кукла).
 Работа по ранней коррекции речи должна проводится комплексно и в детском саду и дома.

 Я приготовила для вас рекомендации по развитию речи детей 3-го года жизни:

 Обогащение словарного запаса. Старайтесь давать определение предметам по их родовой принадлежности, н-р: хлебница – посуда для хлеба, называя слова обобщения: посуда, одежда, мебель, обувь и т.д. Применять их можно в форме просьбы «Сложи свою одежду аккуратно». На прогулках обращайте внимание детей на растение, цветы, деревья, птиц. Обогащайте словарь ребенка их названиями. Вводите слова – названия основных цветов, н-р: сейчас наденем красные штанишки; в какую чашку налить чай синюю или белую. Знакомьте детей со словами, которые обозначают форму предмета: круглый, квадратный, треугольный, овальный, н-р: часы круглые, а кубики квадратные. Расширяйте понятие размера словами: широкий, узкий; длинный, короткий; высокий, низкий, называя признаки окружающих вещей: длинный карандаш, короткая веревка, высокий человек, низкий куст. В быту легко познакомить детей с прилагательными, обозначающими разные свойства предметов: холодное мороженое, горячий чай, теплый свитер, сухие носки, чистые руки. Чем больше малыш умеет делать, тем больше он знает и слов – действий или глаголов. Называть действие выполняемое ребенком нужно точно, с использованием приставок, н-р: воду из чашки перелили, в чайник воду налили, из ведра воду вылили. Нужно показать разницу между настоящим временем и прошедшим (н-р, мама кашу варит, мама кашу сварила). Помогает усвоению глаголов подвижные игры с речевым сопровождением. Также развивается слуховое внимание, понимание речи, общая моторика, координация движений.

 Развитие грамматического строя речи. Работа над грамматическим строем речи должна стать ведущей в этом возрасте. Один из главных приемов – беседа при рассматривании иллюстраций к сказкам (н-р, по сказке «Колобок»). Задавайте вопросы: Откуда скатился колобок? С кем сначала встретился Колобок? Просите ребенка отвечать полными предложениями, н-р: Колобок встретился с зайцем. Большое внимание следует уделить работе над предлогами. При обучении детей пользованию предлогами в речи интонационно выделяют предлог, н-р: игрушка лежит на столе, под столом, убрал со стола.Хочу такой сайт

 Развитие связной речи. В этом возрасте можно говорить лишь о подготовке детей к рассказыванию. Дети учатся слушать взрослых. При совместном рассматривании игрушки, взрослый описывает ее, называет основные детали, обращает внимание на его признаки, н-р: мишка плюшевый – большой; у него есть голова, туловище, лапы; на голове ушки, нос, глаза, рот, затем спрашивает какой мишка? Что есть мишки? Покажи где у мишки лапы? Во время разговора игрушка должна находится в руках у ребенка.

 Обязательно нужны упражнения мышц артикуляционного аппарата или артикуляционная гимнастика. С ее помощью укрепляются мышцы органов артикуляции и звуки появляются быстрей и звучат более четко.

 Развитие дыхания. Не маловажную роль в развитии речи играет правильная постановка дыхания. Лучше этот делать с использованием игрушек: вертушки, шарики, губные гармошки, дудочки, мыльные пузыри.

Пальчиковая гимнастика. Очень важна пальчиковая гимнастика, т.к. мелкие мышцы пальцев на прямую связана с речевым центром, а если она сопровождается стихотворным тестом, то развивается слуховое внимание и умение выполнять действия по инструкции. этот пальчик - дедушка. этот пальчик - бабушка. этот пальчик - мамочка. этот пальчик - папочка. этот пальчик - я. вот и вся моя семья!

Очень полезно загадывать детям загадки, они развивают мышление и фонематический слух, т.е. то, без чего не возможно развитие речи. Хитрая плутовка – рыжая головка Пушистый хвост краса Кто это? – лиса Встает на заре Поет во дворе На голове гребешок Кто же это? – петушок

Какие книги читать ребенку. Книга должна быть похожа на игрушку, объемная раскладушка большого формата с крупными красочными картинками. Правила для родителей читать ребенку каждый день! Важно что читать малышу: обязательно народные сказки: «Колобок», «Теремок» или сказки в стихах «Мойдодыр», «Айболит», «Муха — цокотуха».

Приятного общения!

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 21.10.2020

Дата обновления: 21.10.2020

Дата публикации: 21.10.2020

Наверх
             

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».